↓ Наведите мышкой на рубрику в меню чтобы увидеть каталог техники ↓
Навигатор: Главная > Сельскохозяйственные  машины
На нашем новом сайте вы сможете посмотреть все цены на технику и оборудование и сделать заказ


Машины для внесения удобрений

4.1. Удобрения и способы их внесения

В сельском, хозяйстве применяют минеральные и органические удобрения в твердом и жидком виде. Твердые минеральные удобрения выпускаются в виде порошков и гранул.

В почву удобрения вносят до посева (основное внесение), во время посева или посадки (припосевное) и после посева (подкормка). Основным способом вносят в почву почти все органические удобрения и большую часть минеральных.

Навоз и компосты распределяют по полю навозоразбрасывателями и заделывают в почву плугами. Минеральные удобрения рассеивают дисковыми разбрасывателями и туковыми сеялками, а заделывают в почву боронами, культиваторами или плугами. Гранулированные удобрения при посеве и посадке вносят в рядки комбинированными сеялками и посадочными машинами. Семена большинства культур должны быть при посеве изолированы от удобрений почвенной прослойкой.

Пропашные культуры подкармливают гранулированными минеральными удобрениями культиваторами-растениепитателями обычно одновременно с междурядной обработкой.

Весеннюю подкормку озимых культур проводят дисковыми разбрасывателями, туковыми сеялками и с самолетов.

Навозную жижу разливают по полю жижеразбрасывателями и немедленно заделывают культиваторами. Аммиачную воду вносят в почву машиной ПОУ при вспашке или культивации и заделывают на глубину 10-12 см.

Многие удобрения гигроскопичны, во время хранения слеживаются в комки и глыбы. Перед употреблением их измельчают машиной ПСУ-4 или другими дробильными машинами.

4.2. Машины для внесения минеральных удобрений

Прицепную разбросную туковую сеялку РТТ4 2А (рис. IV. 1) применяют для основного внесения удобрений, весенней подкормки зерновых культур, удобрения лугов.

Рама сеялки опирается на два пневматических колеса 6. К нижней части тукового ящика 3 прикреплены одиннадцать тарельчатых туков. Чтобы не было трения и просыпания удобрений между кромкой тарелки и дном ящика, тарелки устанавливают с зазором 2 - 3 мм. Зазор регулируют перемещением уголков 10 с осями 8, на которые надеты тарелки.

Зазор между впадиной зубчатого венца 11 и витком червяка должен быть 2-4 мм. Для регулирования скобу 9 перемещают по прорезям уголка.

Заслонки при установке рычага на нулевое деление шкалы должны касаться тарелок. Для установки отдельных заслонок ослабляют гайки и передвигают накладку с болтами в овальных отверстиях тяги.

Зазоры между лопастями сбрасывателей и тарелками устанавливают в пределах 1 - 3 мм. Их регулируют перемещением кронштейнов 7 с валом сбрасывателей, используя овальные отверстия кронштейнов.

Ширина захвата сеялки 4,2 м, высев удобрений 50 - 1100 кг/га.

Сеялку агрегатируют с тракторами класса 9 - 14 кН, три-пять сеялок - с тракторами класса 20 - 30 кН. Рабочая скорость 10 - 12 км/ч.

Одноосный прицепной гидрофицированный разбрасыватель (рис. IV. 2) применяют для рассева по полю минеральных удобрений, извести, гипса. Цельносварной кузов 1 опирается на подрессорную ходовую  часть.  Ступицы  колес  снабжены гидравлическими тормозами, высевающих аппаратов. Половина каждой тарелки находится под дном, вторая - позади ящика. Тарелка вращается от прикрепленного к ней зубчатого венца 11. Над тарелкой расположены направитель туков, чистик и два двухлопастных сбрасывателя 4, лопасти которых закреплены на валу под углом 45°.

Удобрения через отверстия в дне тукового ящика высыпаются на тарелки 1 и выносятся ими за пределы ящика. Сбрасыватели 4 швыряют тук на щиты 5, равномерно распределяющие удобрения по поверхности почвы. Пальчатый ворошитель 2, совершающий возвратно-поступательное движение, разрушает в массе удобрений образовавшиеся своды.

Плоские пальцы ворошителя приварены к двум штангам параллельно дну и передней стенке.

Все механизмы приводятся от колес сеялки посредством двух карданных валов.

Количество высеваемых удобрений регулируют перестановкой шестерен в правой и левой передачах и высотой щели между заслонками и тарелками.

Внутри ступиц колес установлены обгонные муфты, передающие вращение осям колес только при движении машины вперед.

Для установки на норму высева удобрений сеялку РТТ-4,2А ставят на подставки, а под высевающие аппараты подстилают брезент. Рычаг регулятора высева и передаточные шестерни устанавливают по таблице заводского руководства. Прокручивают одновременно оба колеса, сообщая им 10,6 оборота, что соответствует засеваемой площади 0,01 га. Туки взвешивают и, умножив их массу на 100, получают высев на 1 га. Отклонение массы от принятой нормы допускается не более 5 %, которыми управляет тракторист. Опора 9 удерживает прицеп во время стоянок.  В  задней  стенке кузова расположено  окно  с  дозирующей заслонкой 4, перемещаемой рычажно-секторным механизмом. По полу кузова движется верхняя ветвь транспортера 2, изготовленного из гнутых прутков. Концевые крючки прутков отгибами направлены по ходу транспортера и очищают в кузове направляющие желобки. Транспортер надет на звездочки ведущего и ролики ведомого валов. Он приводится в  движение  от ходового колеса 8 через пневматический  нажимной ролик 7 и трехступенчатую цепную передачу. Ролик в рабочем положении прижимается к колесу, а в транспортном отводится от него гидроцилиндром 3.  На ведущем и ведомом валах первого каскада цепной передачи установлено по две звездочки, позволяющие перестановкой на них цепи изменять скорость движения транспортера. Звездочки с числом  зубьев 2, = 10 и z2 = 32  обеспечивают скорость транспортера 1,3 м/с, а звездочки с 2, = 25 и z2 = 17 - скорость 6,16 м/с

Позади дозирующей заслонки над транспортером крепится пальчатая решетка, улучшающая равномерность схода с него удобрений.

Тукоделитель 10 разделяет поток удобрений на две части и направляет на разбрасывающие диски. Он изготовлен в виде двух лотков  коробчатого сечения. Внутренние стенки 11 лотков закреплены шарнирно, что позволяет изменять место подачи удобрений на диски.

Удобрения разбрасываются двумя горизонтальными вращающимися дисками 12 с лопатками 13 желобчатого профиля. Правый диск приводится во вращение шестеренчатым гидромотором, а левый получает вращение от правого при помощи перекрестной клиноременной передачи.

Удобрения загружаются в кузов погрузчиком. Прутковый транспортер перемещает их через дозирующее устройство к тукоделителю, по лоткам которого туки сходят на разбрасывающие диски, вращающиеся в противоположных направлениях.

Рабочее давление в гидросистеме до 8,5 МПа регулируют стабилизатором давления.

В ветреную погоду кузов разбрасывателя накрывают тентом, а разбрасывающие диски закрывают ветрозащитным устройством 6, которое крепится к площадке. Оно состоит из боковых трубчатых каркасов, обтянутых плотной тканью, и среднего чехла. В рабочем положении каркасы удерживаются цепями, а в транспортном их закрепляют цепями и сшивальщиками.

Количество высеваемых удобрений (100 - 6000 кг/га) регулируют изменением передаточного отношения к транспортеру в первой ступени цепной передачи и открытием дозирующей заслонки. Ее перемещают по шкале с делениями, показывающими степень открытия окна дозатора. Для предварительной установки дозирующего устройства на норму высева используют таблицу, помещенную на стенке кузова машины.

Равномерность распределения удобрений по ширине захвата машины зависит от места подачи их лотками тукоделителя на разбрасывающие диски; равномерность рассева регулируют перемещением тукоделителя вдоль кузова и поворотом внутренних стенок лотков. Если передвинуть тукоделитель вперед по ходу машины, то увеличится плотность покрытия в средней части полосы; при смещении внутренних стенок к центрам дисков больше удобрений будет падать на края полосы. Прутки транспортера должны плотно прилегать к полу кузова, под кузовом провисать на 10 мм. Натяжение транспортера регулируют перемещением ведомой оси натяжными болтами.

Ширина захвата разбрасывателя 6 - 14 м, с ветрозащитным устройством - 6 м; скорость рабочего движения от 6 до 12 км/ч; грузоподъемность 4 т. Агрегатируют его с трактором класса 14 кН, оборудован гидрокрюком и выводами для подключения электрооборудования обслуживает разбрасыватель тракторист.

Автомобильный разбрасыватель удобрений КСА-3 рассевает минеральные удобрения, известь и гипс на полях, удаленных от складских помещений.

Сварной сменный кузов устанавливают на раме самосвала ЗИЛ- M3-555. Технологическая схема и устройство рабочих органов такая же, как у разбрасывателя 1-РМГ-4. Транспортер из гнутых прутков приводится в движение от левого ходового колеса автомобиля посредством прижимного ролика и трехступенчатой цепной передачи. 1 первой ступени передачи движение транспортеру можно передавать через сменные звездочки.

Дозирующую заслонку, расположенную на задней стенке кузова, перемещают маховичком реечной передачи.

Разбрасывающий пятилопастный диск приводится в действие от гидромотора. Подачу удобрений на диск регулируют перемещением уконаправителя по направляющим.

Гидроцилиндр и гидромотор приводятся в действие от гидросистемы самосвала; включают их из кабины водителя.

Разбрасыватель укомплектован ветрозащитным устройством. Грузоподъемность  разбрасывателя  4  т, высев  удобрений  100 - 1000 кг/га; ширина захвата с ветрозащитным устройством 5 м, без него 6 - 10 м; рабочая скорость до 30 км/ч. Разбрасыватель обслуживает водитель.

Разбрасыватель минеральных удобрений НРУ-0,5 служит для рассева то поверхности почвы минеральных удобрений и семян сидератов. Его навешивают на тракторы класса 9 - 14 кН

Бункер 7 (рис. IV.3) имеет форму опрокинутой усеченной пирамиды, что позволяет загружать его погрузчиками. Для улавливания крупных комков над бункером поставлена металлическая сетка. Внутри бункера на задней и передней стенках расположены сводоразрушители 8.

Дозирующее устройство состоит из двух заслонок 10. Высоту высевной щели регулируют поворотом рычага 6, положение которого фиксируют зубчатым сектором. Заслонки, снабженные пружинными амортизаторами, открываются при проходе через щель крупных комков. Между дном бункера и заслонками на подвесках закреплена согнутая по радиусу зигзагообразная высевающая планка 11. Совершая колебательное движение, она своими кромками выталкивает удобрения через переднюю и заднюю высевные щели.

Рабочие органы приводятся в действие от вала отбора мощности трактора. От конического редуктора через главный вал, кривошипно-шатунный механизм 3 и коромысло 4 приводятся в движение колебательный вал 9  с высевающей планкой 11 и сводоразрушители. Амплитуду колебаний планки изменяют перемещением ползуна 5 коромыслу.

Разбрасывающие диски приводятся во вращение от главного через цепную передачу 15 и конические редукторы. Частоту вращения дисков изменяют сменой ведомой звездочки (при z=18 « = 625 об/мин; при z = 14 п = 805 об/мин).

Из бункера удобрения выталкиваются в высевные щели колеблющейся планкой и поступают на два центробежных диска, вращающихся в разных направлениях.  Под влиянием инерционных сил удобрения сбрасываются  с дисков и рассеваются по почве.  Высев удобрений регулируют изменением высоты высевных щелей и амплитуды колебаний высевающей планки.

В ветреную погоду на разбрасывателе устанавливают ветрозащитное устройство, а бункер накрывают тентом.

Емкость бункера 0,41 м3, грузоподъемность 0,5 т, рабочая скорость до 12 км/ч, ширина захвата до 11 м. Обслуживает его тракторист.

Предварительно дисковые разбрасыватели регулируют на норму высева удобрений по таблицам заводских руководств. В них указывается, на какое деление шкалы должна быть установлена дозирующая заслонка для заданной нормы высева удобрений в зависимости от ширины захвата, скорости движения и объемной массы удобрений.

В производственных условиях скорость движения агрегата, рабочая ширина захвата и объемная масса материала могут отличаться от табличных значений. При постоянной частоте вращения вала отбора мощности трактора с увеличением скорости агрегата и ширины полосы рассева высев удобрений уменьшается, а с увеличением объемной массы увеличивается. Поэтому в первом случае дозирующую заслонку нужно ставить на деление шкалы, соответствующее большему высеву, а во втором случае уменьшать дозирующее отверстие.

Установив дозирующее устройство согласно таблице руководства, проводят опытную проверку высева удобрений. Для этого в разбрасывателе НРУ-0,5 снимают приводную цепь к дискам, под дозирующее устройство ставят тару и, включив передачу, в течение 1 - 2 мин собирают в нее удобрения.

Масса высеянных удобрений должна быть равна расчетной. В случае расхождения регулируют дозирующее устройство и опыт повторяют.

Для проверки высева в поле в бункер (кузов) засыпают взвешенную порцию удобрений. После рассева замеряют площадь, покрытую удобрениями.

Автомобильный разбрасыватель АРУП-8 самозагружает, транспортирует, выгружает или рассевает по почве пылевидные удобрения. Он представляет собой одноосный полуприцеп - цистерну, агрегатируемую с тягачом ЗИЛ-130-В1. Спереди цистерна соединена с седельным устройством тягача, сзади она опирается через кронштейн и рессоры на ось ходовых колес с пневматическими тормозами. При отцепке от тягача ее устанавливают на откидную опору. Распыливающее устройство (рис. IV.4) расположено у заднего днища цистерны.

На раме тягача смонтирована компрессорная установка, которая обеспечивает вакуум в цистерне при самозагрузке пылевидными удобрениями и избыточное давление в ней при выгрузке. Она включает ротационный компрессор 18 и приборы, очищающие воздух от пыли: фильтр очистки воздуха второй ступени 15, инерционный масляный фильтр (фильтр очистки воздуха третьей ступени) 16 и влагомаслоотделитель 22.

Компрессор приводится в действие от коробки отбора мощности через карданный вал и клиноременную передачу. В герметичном корпусе фильтра 15 закреплены два рукава из фильтрующей ткани. Пыль собирается в корпусе и рукавах фильтра, откуда она периодически удаляется.

Инерционно-масляный воздухоочиститель 16 заимствован у двигателя автомобиля ЯАЗ-204. Внутри корпуса влагомаслоотделителя помещена 92 кассета с трубами, имеющими винтообразные втулки для сообщения воздуху вихревого движения. Влага и масло осаждаются на дне корпуса и периодически из него выпускаются.

Цистерна 8 цилиндрической формы с эллиптическими днищами наклонена назад на угол 7°. Сверху она имеет загрузочный люк, закрываемый герметично крышкой. Возле люка находится аварийный кран для быстрого выпуска воздуха. На заднем днище закреплена таблица примерного высева удобрений. В цистерне расположены аэроднище 6, сигнализатор уровня удобрений 5, фильтр очистки воздуха первой ступени 4, загрузочная труба 7. Аэро днище - пористая перегородка, расположенная внизу цистерны, через которую подается в цистерну сжатый воздух. Струи воздуха аэрируют материал и сообщают ему текучесть, свойственную жидкости. Под действием силы тяжести и давления воздуха материал стекает по наклонному лотку аэроднища к разгрузочному патрубку, а затем поступает в распыливающее устройство 10.

Сигнализатор уровня 5 подключен к звуковому сигналу автомобиля. В заполненной цистерне удобрения нажимают на его мембрану и замыкают электрическую цепь. Сигнализатор регулируют по высоте в зависимости от плотности удобрений. В коллекторе фильтра 4 помещены натянутые на каркасы четыре рукава из фильтрующей ткани.

Цистерна заполняется удобрениями через загрузочную трубу 7. Щелевой вырез в трубе обеспечивает равномерное распределение удобрений в цистерне. На выходе труба снабжена быстросъемной заглушкой.

Пневматическая система для разгрузки оборудована предохранительным 20 и перепускным 19 клапанами, мановакуумметром 3, обратными клапанами 13 и 23.

Перепускной клапан поставлен на магистрали подачи воздуха к распыливающему устройству и отрегулирован на давление 0,08 МПа. При этом давлении воздух подается к распыливающему устройству для дополнительной аэрации материала. Предохранительный клапан установлен на магистрали к аэро днищу и отрегулирован на давление 0,15 МПа. Избыток воздуха сбрасывается в атмосферу.

Распыливающее устройство распределяет удобрения по поверхности почвы. Его наконечник 29 соединен рукавом с запорным устройством. Поток удобрений направляют по ветру. Для этого рукав 32 поворачивают пневмоцилиндром 31 и рычагом 26. В лотке наконечника помещена дозирующая заслонка 28, которой регулируют выпускную щель. К боковой стенке лотка приварена косынка 27 с овальным отверстием. Перемещением косынки регулируют направление пылевого потока к поверхности поля. Разбрасыватель комплектуется двумя наконечниками с высотой щели НО и 50 мм.

Подачу удобрений в наконечник перекрывают запорным устройством. Пневмоцилиндр 30 и рычажный механизм 25 поворачивают два сходящихся ролика 24, которые сжимают гибкий рукав.

Воздух в пневмоцилиндры поступает от тормозных ресиверов автомобиля и дополнительного ресивера. Пневмоцилиндрами управляет водитель из кабины машины при помощи двух кранов.

Загружать цистерны можно самотеком из силосов и бункеров через загрузочный люк, пневматически из машин-минераловозов и самозагрузкой из амбарных складов, куч и крытых железнодорожных вагонов. Для самозагрузки перекрывают краны пневмосистемы, отъединяют рукав 2 влагомаслоотделителя, подключают рукав с заборным соплом 12 к патрубку загрузочной трубы 7, фильтр второй ступени 15 соединяют с фильтром первой ступени 4, включают сигнализатор уровня 5.

Запыленный воздух, отсасываемый из цистерны компрессором, очищается в фильтрах и, пройдя через влагомаслоотделитель, выбрасывается в атмосферу. Когда в цистерне создается разрежение 0,03 - 0,04 МПа, заборное сопло погружают в слой тука, и последний засасывается в цистерну. Подачу воздуха регулируют краном сопла. По звуковому сигналу сопло вынимают из материала.

Для рассева пылевидных удобрений в цистерну нагнетают воздух. Для этого влагомаслоотделитель соединяют с трубами воздухораспределительного коллектора, открывают краны подачи воздуха к аэроднищу и распыливающему устройству, снимают заборное устройство, перекрывают загрузочную трубу и фильтр первой ступени. Воздух из атмосферы засасывается через инерционный масляный фильтр (открывают крышку) и подается компрессором во влагомаслоотделитель, под аэроднище, через запорное устройство 9 в распыливающий наконечник. Сюда же по воздухопроводу 17 дополнительно подается воздух, который устраняет забивание и способствует лучшему распределению удобрений.

Давление в цистерне во время разгрузки должно быть не менее 0,1 МПа, его контролируют по манометру.

Грузоподъемность машины 8 т, при норме внесения 3,5 т/га производительность 44 т/ч, ширина захвата 12 - 14 м, рабочая скорость 9,2 - 12 км/ч, рабочее давление в цистерне 0,1 МПа, рабочее разрежение в цистерне до 0,07 МПа. Обслуживает агрегат во время рассева водитель.

Тракторный разбрасыватель пылевидных удобрений РУП-8 по назначению и устройству аналогичен разбрасывателю АРУП-8. Он агрегатируется с тракторами К-700 и класса 30 кН, оборудованными компрессорной установкой и седельным устройством. Запорное и поворотное устройства распыливающего наконечника оборудованы гидроцилиндрами. Компрессор приводится во вращение от вала отбора мощности трактора. Производительность РУП-8 42 т/ч. На рассеве удобрений агрегат обслуживает тракторист, на самозагрузке - тракторист и оператор.

4.3. Машины для подготовки минеральных удобрений

Слежавшиеся удобрения перед рассевом измельчают. Размер частиц не должен превышать 5 - 7 мм.

Измельчитель слежавшихся удобрений ИСУ4 дробит удобрения и одновременно просеивает их. Цилиндрический бункер 7 (рис. IV.5) измельчителя в нижней части имеет окно для выхода измельченного материала, окно 4 для выхода примесей и выдвижной шибер 9.

На днище бункера крепится двухступенчатый коническо-цилиндрический редуктор 2 с передаточным отношением 1:8, на вертикальном валу которого установлен рабочий орган 15. На крестовине последнего крепятся четыре сектора решет 13, четыре ножа 12, фреза 6 и выгрузные скребки 3. Решета сменные, с конусными отверстиями; диаметр отверстий решет 5, 6 и 10 мм. К стальным брускам ножей с интервалом 20 мм приварены сегменты. На лотке бункера помещен ротор 16, частота вращения которого составляет 900 об/мин. Над ротором устанавливают пылезащитный тент.

Загружают удобрения грейферным погрузчиком. Чтобы не допускать просыпания удобрений, на бункере закрепляют уширители. Фреза разбивает глыбы удобрений на куски размером 20 - 30 см. От вращения вместе с рабочим органом удобрения удерживаются шибером. Измельченные туки с частицами не более 5 - 7 мм просыпаются через отверстия решет на днище бункера.

Камни и другие не поддающиеся измельчению включения периодически выгружают из бункера через окно 4, открывая заслонку 5. Скребки 3 сгребают с днища измельченные удобрения и подают к ротору, который выбрасывает их в бурт.

Если в туках есть камни и шлак, то шибер выдвигают из бункера, чтобы не поломать ножи.

ИСУ4 навешивают на тракторы класса 6 - 14 кН Он приводится в действие от вала отбора мощности трактора. В складских помещениях используют электропривод мощностью 7 кВт.

Производительность измельчителя до 6 т/ч, объем бункера 0,3 м3, частота вращения рабочего органа 67 об/мин. Обслуживает его тракторист-механик.

4.4. Машины для погрузки удобрений

Удобрения погружают в кузов разбрасывателя или в транспортные средства грейферными и напорными (фронтальными и фронтально-перекидными) погрузчиками.

Рабочий орган грейферного погрузчика находится на конце поворотной системы, состоящей из одной или двух стрел, управляемых гидроцилиндрами. Трактор во время погрузки остается неподвижным.

У фронтальных погрузчиков рабочий орган (ковш или головка с пальцами) расположен обычно перед трактором и укреплен на двух стрелах по сторонам трактора. Трактор подъезжает к куче, ковш заглубляют и заполняют удобрениями. Затем ковш поднимают, подъезжают к разбрасывателю и удобрения выгружают.

При перекидном способе погрузчик должен находиться между кучей и транспортными средствами. После заполнения ковша трактор задним ходом подъезжает к кузову, ковш перемещают через трактор и тук выгружают в кузов.

Погрузчиком-экскаватором ПЭ-0,8Б выполняют погрузочно-разгрузочные и землеройные работы. В комплект его рабочих органов входят грейфер для погрузки в транспортные средства минеральных удобрений, песка и других сыпучих материалов, когти для навоза, силоса и соломы лопата для рытья траншей и котлованов, крюк для штучных затаренных грузов, бульдозер для засыпки траншей и других легких планировочных  работ.  ПЭ-0,8Б  навешивают на тракторы МЗ-6Л и МЗ-М.

Основными узлами погрузчика служат рама 1 (рис. IV.6), колонка 3 стрела 12, надставка 8 стрелы, рабочие органы, гидравлические домкраты 4 и гидропривод.

Рама крепится к лонжеронам, рукавам полуосей колес и механизму навески трактора, а корпус колонки - к раме. В корпусе колонки на двух конических подшипниках установлена поворотная труба с приваренными к ней вверху кронштейном 13, а внизу хвостовиком.  На нижней части корпуса колонки закреплен двухстороннего действия гидроцилиндр поворота 5, рейка которого, расположенная между цилиндрами, находится в зацеплении с зубчатым колесом хвостовика. Полный угол поворота стрелы 280°.

Стрела шарнирно соединена с кронштейном трубы и с надставкой. На последней подвешиваются рабочие органы. Вылет и высоту расположения рабочих органов изменяют гидроцилиндрами подъема   и сгиба 10.

Грейфер для сыпучих грузов имеет две челюсти 16, каждая из которых снабжена внизу ножом 17 с приваренными к нему зубьями 18. Емкость грейфера 0,44 м3.

Вилы изготовлены из двух рамок, к которым приварены зубья. Механизм грейфера состоит из рукоятки 7, траверсы 20 и тяг 19, шарнирно соединенных между собой. Челюсти грейферного ковша и когтей поворачиваются гидроцилиндром 9 через траверсу и тяги. Грейфер и крюк с надставкой соединены шарнирно.

К рабочей кромке лопаты крепится нож с приваренными зубьями. Лопату монтируют на надставке, используя рукоять 7, гидроцилиндр и тяги грейфера. Для крепления гидроцилиндра 11 используют верхние отверстия кронштейна и стрелы. Емкость лопаты 0,22 м3.

Спереди на трактор навешивается бульдозер 15, а к раме трактора для удерживания рабочих органов в транспортном положении крепится подставка 14. В отвал бульдозера через люк засыпают 150 кг балласта. Управляется бульдозер гидросистемой трактора.

Автономная гидросистема ПЭ-0,8Б состоит из двух параллельно включенных насосов НШ-32У, двух распределителей и шести гидроцилиндров. Она оборудована баком для масла емкостью 75 л. Насосы приводятся от вала отбора мощности трактора через повышающий редуктор. В гидроцилиндры подъема стрелы, сгиба и грейфера масло подается двумя насосами, в гидроцилиндры домкратов и поворота стрелы - одним насосом. Потоки масла от двух насосов соединяются регулятором потока.

Для плавной остановки стрелы пользуются гасителем, состоящим из двух редукционных клапанов и запорного устройства, блокирующего клапаны в транспортном положении.

Гидравлические выключатели ограничивают опускание и поворот стрелы. В крайних положениях толкатели выключателей ударяются в упоры и перемещают клапаны, которые перекрывают сливную магистраль гидроцилиндров.

Регулятор скорости ограничивает скорость опускания стрелы с грузом. Он должен быть отрегулирован так, чтобы при наличии в грейфере или на лопате массы менее 400 кг скорость опускания была не менее 1,0 м/с, а при большей массе не превышала 0,5 м/с; крюк при массе менее 200 кг должен опускаться быстро, при большей массе - медленно.

Боковую устойчивость погрузчика улучшают два домкрата 4. Их можно опускать гидроцилиндрами на 150 мм ниже и на 400 мм выше опорной плоскости колес трактора.

Грузоподъемность погрузчика 800 кг, наибольший вылет стрелы 3,9 м, высота подъема грейфером 3,6 м, высота подъема крюком 5 м, глубина разгрузки ям грейфером до 2,5 м, глубина копания до 2,2 м, высота выброса грунта 2,4 м. Обслуживает погрузчик тракторист.

5.5. Машины для разбрасывания органических удобрений

Для поверхностного разбрасывания органических удобрений выпускаются разбрасыватели 1-ПТУ4, РОУ-5, ПРТ-10, разбрасыватель удобрений из куч РУН-15Б; для доставки и разлива навозной жижи - жиже-разбрасыватели РЖТ-8, РЖТ4, РЖУ-3,6.

Одноосный полуприцеп 1-ПТУ-4 служит для транспортировки и разбрасывания навоза, компостов, торфа. На кузове 1-ПТУ4 (рис. IV..7) смонтировано разбрасывающее устройство, которое крепится к подшипникам вала транспортера и боковым бортам, присоединенным к раме.

Для перевозки и разбрасывания легковесных материалов с объемной массой до 0,8 т/м3 ставят надставные борта; для перевозки сена и соломы боковые борта наклоняют.

Удобрения подаются цепочно-планчатым транспортером к разбрасывающему устройству, ширина полосы рассева до 6 м.

Транспортер 2 составлен из четырех сварных цепей, соединенных попарно металлическими скребками и образующих две независимые транспортерные ленты. Позади кузова расположен ведущий вал транспортера с закрепленными на нем звездочками, а на передние валы надеты свободно вращающиеся ролики. Цепи натягивают перемещением ведомых валов натяжными болтами.

Удобрения разбрасываются двумя шнековыми барабанами. Нижний измельчающий барабан 3 имеет шнековую ленту с прерывистым зубчатым профилем, витки которой перебрасывают через себя удобрения, разрыхляют и измельчают их. Верхний разбрасывающий барабан 4 принимает удобрения от нижнего барабана, отбрасывает часть удобрений в стороны и распределяет их по полю. Барабаны вращаются в одном направлении, но с разными скоростями.

Рабочие органы приводятся в действие от вала отбора мощности трактора через карданный вал и редуктор 1 с парой конических и парой цилиндрических шестерен. На левой стороне кузова от вала редуктора цепной передачей приводится во вращение нижний шнековый барабан. Справа передачей 5 от вала нижнего вращается вал верхнего барабана.

Транспортер приводится в движение от редуктора кривошипно-шатунным 8 и храповым 9 механизмами. Кривошипный вал цепной муфтой соединен с ведомым валом редуктора. Шатун 10 кривошипно-шатунного механизма приводит в колебательное движение подвеску 12 с закрепленной на ней собачкой 11, прижимаемой к зубьям храпового колеса пружиной. Колесо 13 закреплено" на ведущем валу транспортера. При движении шатуна влево (по рисунку) собачка 11 скользит по зубьям; при движении вправо она упирается в зуб храпового колеса и поворачивает его вместе с валом транспортера. От обратного вращения колесо удерживается предохранительной собачкой 14.

Плотность покрытий почвы удобрениями зависит от скорости движения транспортера и поступательной скорости агрегата. Скорость движения транспортера регулируют изменением радиуса кривошипа. На конце кривошипного вала закреплен эксцентричный корпус 15. К корпусу болтом присоединен диск 16 с эксцентрично закрепленным на нем пальцем 17 кривошипа.

Эксцентриситеты корпуса и диска одинаковы. Поворотом диска можно изменять радиус кривошипа. Зубчатые поверхности корпуса и диска удерживают их от взаимного смещения. На диске нанесены деления, а на корпусе отлита риска. Числовой показатель шкалы обозначает количество зубьев, на которое поворачивается храповое колесо за один оборот кривошипного вала.

При установке разбрасывателя на норму внесения удобрений следует пользоваться таблицей примерных норм (на борту машины).

На разбрасывателе установлена гидравлическая тормозная система, управляемая трактористом. Главный тормозной цилиндр во время работы прикрепляют к седлу гидроцилиндра трактора.

В систему электрооборудования входят два указателя поворота и два фонаря с лампами стоп-сигнала и габаритного света. Они получают электроэнергию от электрической сети трактора напряжением 12В.

Грузоподъемность 1-ПТУ-4 составляет 4 т, рабочая ширина разбрасывания до 6 м, рабочая скорость до 10 км/ч, объем кузова с основными бортами 3,1 м3, с надставными 5,1 м3. Обслуживает разбрасыватель тракторист.

Двухосный полуприцеп-разбрасыватель КСО-9 транспортирует, измельчает и разбрасывает по полю навоз и компосты. Технологический процесс, основные рабочие органы и их регулировки аналогичны разбрасывателю 1-ПТУ4. Правая и левая секции транспортера-питателя приводятся в движение двумя кривошипно-шатунными и храповыми механизмами. Разбрасыватель снабжен пневматическими тормозами, включаемыми трактористом тормозной педалью трактора, и ручным тормозом.

Для перевозки грузов с КСО-9 снимают разбрасывающий механизм и устанавливают задний борг, используют как самостоятельный полуприцеп с выгрузкой назад. Емкость кузова увеличивают надставными бортами. КСО-9 агрегатируют с тракторами Т-150К и К-700.

Грузоподъемность КСО-9 9 т, ширина разбрасывания 6 - 12 м, высевают удобрения в количестве 10 - 60 т/га, емкость кузова 8,2 м3, с надставными бортами 11,9 м3, привод рабочих органов от вала отбора мощности трактора,  рабочая  скорость до  10  км/ч.  Обслуживает его тракторист.

Низкорамный прицеп-разбрасыватель РПН-4 имеет опускающийся кузов 4 (рис. IV.8) с правым боковым расположением рабочего органа. Кузов загружают автосамосвалами в поле. Все узлы и механизмы разбрасывателя крепятся к кузову. Цельнометаллические передний и задний борта закреплены жестко, левый загрузочный борт 7 подвешен шарнирно и удерживается двумя гидроцилиндрами; с правой стороны расположен разбрасывающий барабан 5. По деревянному настилу пола движется верхняя ветвь транспортера. Кузов подвешен на четырех гидроцилиндрах 2, которые его поднимают; кузов для загрузки опускается под действием силы тяжести.

Транспортер 9 состоит из четырех цепей с чистиками, попарно соединенных в две ветви. Ведущий вал транспортера с четырьмя звездочками расположен с правой стороны кузова. Цепи каждой ветви транспортера натягиваются перемещением ведомых валов.

Разбрасывающий барабан изготовлен из трубы, к которой приварены лопасти, расположенные по винтовой линии. Высота слоя удобрений, подаваемых транспортером к барабану, выравнивается козырьком.

Рабочие органы приводятся в действие от вала отбора мощности трактора. Движение транспортеру передается через одноступенчатый цилиндрический редуктор 10, кривошипно-шатунный механизм, заставляющий колебаться рычаг с закрепленным на нем коромыслом, и храповой механизм. Перемещая головку коромысла вдоль кулисы рычага, изменяют ее расстояние от оси качания, а, следовательно, амплитуду колебания коромысла и собачки, поворачивающей храповое колесо транспортера. Регулируя скорость движения транспортера и поступательную скорость агрегата, можно вносить удобрения в количестве от 10 до 60 т/га.

На валу редуктора закреплен шкив 5, от которого клиноременной передачей вращается разбрасывающий барабан.

Для загрузки кузова тракторист гидросистемой открывает загрузочный борт и опускает кузов на землю.  Автосамосвал задним ходом подъезжает к РПН-4 с левой стороны и перегружает удобрения в его кузов. Тракторист поднимает кузов, наполовину закрывает загрузочный борт и начинает разбрасывание удобрений.

Транспортер подает удобрения к разбрасывающему барабану, который лопастями захватывает их, измельчает и верхней подачей выбрасывает в сторону, распределяя полосой шириной до 11 м. По мере освобождения кузова тракторист закрывает загрузочный борт, перегружая удобрения на транспортер.

Разбрасыватель агрегатируют с тракторами класса 14 и 30 кН, его грузоподъемность 4 т, рабочая скорость до 10 км/ч, рабочая ширина захвата до 11м, производительность за рабочий день до 500 т, емкость кузова 6 м3, частота вращения барабана 500 об/мин. Обслуживает его тракторист.

Навесной разбрасыватель удобрений РУН-15Б распределяет удобрения из куч, сброшенных автосамосвалами на поле в шахматном порядке. Его комплектуют приспособлениями для навешивания на гусеничные тракторы класса 30 кН

На механизм передней навески трактора монтируют валкообразовагель, на механизм задней навески - разбрасыватель. Валкообразователь захватывает кучи удобрений и растягивает их в непрерывный валок, конце сходящихся боковин его расположено дозирующее окно для расхода удобрений.  Ширину  и высоту окна регулируют двумя горизонтальными и двумя вертикальными заслонками, позволяющими формировать равномерный валок для следующей кучи. Для принудительного проталкивания удобрений при заклинивании над окном расположен толкатель, работающий от гидропривода. Опускаясь в полость окна, он выталкивает из окна удобрения и разрушает крупные комья; если валкообразование протекает нормально без проталкивания, толкатель выключают. Валкообразователь опирается на два регулируемых по высоте катка.

По полю удобрения распределяются двумя четырехлопастными роторами разбрасывателя. Валы роторов приводятся во вращение от вала отбора мощности трактора через карданную передачу, одноступенчатый редуктор и две цепные передачи. Частоту вращения роторов изменяют звездочками на валу роторов (z = 12 и 2 = 18 зубьев). Высоту подъема роторов регулируют опорными катками.

В рабочее и транспортное положение валкообразователь и разбрасыватель переводятся гидроцилиндрами передней и задней навески.

Валкообразователь перемещает кучу навоза. Проходя через дозирующее окно, удобрения образуют валок. Делитель разбрасывателя делит валок на две части, лемех поднимает, а боковые отвалы удерживают его. Лопасти роторов захватывают, измельчают и разбрасывают удобрения в обе стороны.

Для раскладки куч поле предварительно размечают. Расстояние между рядами принимают 30 - 35 м, между кучами в ряду - 14 - 66 м.

Норма внесения удобрений 15 - 60 т/га, рабочая скорость 3,1 - 7,5 км/ч. Обслуживает разбрасыватель тракторист.

4.6. Машины для внесения жидких удобрений

Жижеразбрасыватель РЖТ-8 применяют для разлива жидких 4 органических удобрений по полю, мойки машин, тушения пожаров. Агрегатируют его с трактором Т-150К.

Цистерна-полуприцеп (рис. IV.9) спереди дышлом 14 опирается на гидрокрюк трактора, а сзади через кронштейн и ось балансиров - на ходовые колеса. Внутри цистерны удары жидкости гасятся перегородкой. Погрузочными средствами цистерна заполняется через люк 2

Разбрасыватель оборудован самозагружающим вакуумным устройством, заборной штангой 4, напорно-переключающим и распределительным устройствами.

Для самозагрузки жидкостью в цистерне создается вакуум двумя насосами. Вакуум-насос 18 ротационного типа с текстолитовыми лопатками. Всасывающее окно насоса трубопроводом 20 соединено с внутренней частью цистерны, к выхлопному окну прикреплен отвод отработанного масла. Чтобы жидкость не попадала в вакуум-насосы, в отсасывающей горловине расположено предохранительное устройство, выполненное в виде патрубка с двумя алюминиевыми полыми шарами. Отверстие отсасывающего трубопровода 20 перекрывается всплывающим верхним шаром. Рабочий вакуум в цистерне 0,035 - 0,055 МПа. Предохранительный шариковый клапан 3 не допускает повышения вакуума более 0,06 МПа. Время заполнения составляет 5 - 8 мин.

Заправочная штанга состоит из рукава 5, вертикальной и наклонной несущей стоек. Рукав соединен с загрузочным патрубком и хомутами скреплен с несущей стойкой. Поворот рукава на 90° и опускание на глубину 2,5 м обеспечиваются двумя гидроцилиндрами.

Напорно-переключающее устройство включает центробежный насос 12, рукав 11 и заслонку 9. Насос производительностью до 400 т/ч может подавать жидкое удобрение влажностью не ниже 85%.

Переключающим устройством направляют жидкость через насадку 8 на вылив или по рукаву 6 в цистерну для перемешивания. Входной патрубок приварен к заслонке, скользящей по неподвижной пластине с двумя отверстиями. Заслонка с рукавом, закрепленным на патрубке, перемещается гидроцилиндром и может быть совмещена с раструбом разлива или перемешивания. Точное совмещение отверстия ограничивается упорами на заслонке. К пластине заслонка, снабженная уплотнительными устройствами, прижимается рычажным механизмом 10.

Внесение удобрения от 10 до 40 т/га регулируют сменой насадков 8 и  изменением  рабочей  скорости агрегата в  пределах 8,5-11,5  км/ч. Разбрасыватель комплектуется насадками диаметром 50, 80, 100 и 130 мм. По поверхности поля удобрения распределяются щитком 7, который обеспечивает при установке его под углом 27° ширину захвата 8-10 м.

Уменьшения ширины захвата щиток устанавливают под углом 17°. Рукав для мойки машин и тушения пожаров присоединяют к распределительному патрубку, предварительно сняв насадок 8.

На валу контрпривода на шарикоподшипниках установлены две полумуфты, между которыми шпонкой закреплена ступица. Передняя полумуфта жестко укреплена со шкивом, вращающим вакуум-насосы, а задняя полумуфта передает вращение подающему насосу. На ступице шарнирно крепятся кулачки, соединенные между собой двумя пружинами. Гидроцилиндр механизма переключения рамкой поворачивает кулачки и вводит их в зацепление с зубьями полумуфт. Пружины прижимают кулачки к полумуфте, обеспечивая надежность зацепления.

Разбрасыватель оборудован пневматическим и ручным тормозами. Пневмотормоз действует о педали тормоза трактора, и его используют для торможения во время движения. Ручным механическим тормозом затормаживают разбрасыватель на стоянке. Разбрасыватель снабжен приборами освещения и световой сигнализации.

Емкость цистерны 8100 л; потребная мощность на привод вакуум-насосов 6,25 кВт, центробежного насоса до 22 кВт; обслуживает РЖТ-8 тракторист.

Разбрасыватель РЖУ-3,6 (рис. IV. 10) используют для внесения жидких удобрений, заправки опрыскивателей ядохимикатами, полива сада, мойки машин, тушения пожара. Его монтируют на шасси автомобиля ГАЗ-53А.

Съемная цистерна емкостью 3,4 м3 для лучшего опоражнивания наклонена на 4° назад; внутри она снабжена лопастной мешалкой 5. Спереди на рамке цистерны крепятся масляный бак, двухступенчатый редуктор с гидромотором и вакуумный насос. На коробке передач автомобиля установлена коробка отбора мощности 16 с шестеренчатым насосом. Насос 15 через гидрораспределитель подает масло из бака разбрасывателя  в  гидромотор  и  гидроцилиндры.  Редуктор  вращается от гидромотора, приводит вакуум-насос и через цепную передачу мешалку.

На крыше горловины расположены заливной лючок 3 и предохранительное устройство 4, состоящее из предохранительного клапана, запорного устройства и переключателя. Предохранительный клапан отрегулирован на избыточное давление 0,07 МПа. Поплавок запорного устройства при наполненной цистерне всплывает и перекрывает отверстие отсасывающего воздух трубопровода; одновременно шток поплавка в переключателе выключает зажигание, и двигатель останавливается.

Забор удобрений и розлив их осуществляются насосом, создающим в цистерне вакуум или избыточное давление. Работа насоса на «забор» или «вылив» переключается трехходовым краном.

Заправочная штанга 8 состоит из стойки, трубы, заборного рукава 13 с фильтром и рукава, соединяющего трубу с всасывающим затвором 12. Она обеспечивает глубину забора до 3,5 м; механизмом поворота 7, состоящим  из  сектора  и  шестерни,  ее  поворачивают на  угол  160°. Управляют штангой гидроцилиндрами из кабины водителя.

Разливочное устройство включает затвор 11 и щиток-отражатель 10. Струя, выходящая из насадка, разбивается отражателем, образуя жидкостный веер. Ширину распределения удобрений регулируют изменением наклона отражателя, перемещая крепежные болты в прорезях щек.

Вылив 5 - 10 т/га регулируют сменой насадков (диаметром 40, 65, 85 мм) и изменением скорости автомобиля (8 - 15 км/ч).

Всасывающий 12 и выливной II затворы открываются и закрываются гидроцилиндрами. Пожарный рукав присоединяют к крану, который ставят на место выливного затвора.

Рабочая ширина захвата 8 м, рабочий вакуум 0,05 МПа, избыточное давление 0,07 МПа, обслуживает РЖУ-3,6 водитель.




© ООО «ПКФ «Беловеж»